Др. и Зн. Кр.

Марина Левина


ВОЕННАЯ РЕФОРМА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

(Написано в 90-е годы, когда обсуждался вопрос, нужная ли нам профессиональная армия и альтернативная служба)


Слушая выступления военных по поводу альтернативной службы, лишний раз убеждаешься, что рыба тухнет с головы. Желание генералов во что бы то ни стало заслать альтернативщиков подальше от дома (даже вопреки экономическим резонам, что дома жить дешевле) и заставить чистить парашу, отдает дедовщиной так явно, что становится ясно - военные с ней бороться не могут потому, что она у них в крови и в мозгах засела в виде убеждений и понятий о справедливости (молодой должен помучиться, поунижаться, а то из него мужика не выйдет).

Вот у них и получается, что задача воспитания молодого человека 18-20 лет такова: во-первых, пусть пройдет школу унижения и оболванивания физическим трудом, голодом, скотскими бытовыми условиями, принудительным общением с кем попало и научится подчиняться сильному и издеваться над слабым; а во-вторых, надо научить его стрелять и правильно бить человека, т. е. так, чтобы тот сразу вырубался. При этом предполагается, что эти навыки он будет применять против врагов для защиты жены или матери («А если завтра война?» - истерически вопрошают бездетные тетки на ток-шоу).

А если завтра войны не будет? Вы подумайте, к чему приводит этот курс молодого бойца. Парень возвращается на гражданку без нормальной профессии, которой можно было бы заработать на приличную жизнь. Зато он может силой отнять все, что ему понравится или убить кого-нибудь за деньги. Большинство почти сразу женятся – сказываются два года принудительного воздержания и, конечно, пик сексуальной активности. На получение образования, профессии уже нет ни сил, ни времени – надо семью кормить. Проще всего человеку с такой биографией устроиться в милицию (но там мало платят) или в охрану. В результате мальчишки из одного двора, прошедшие армию и не получившие к 20 годам мирных профессий практически поровну распределяются между силовыми структурами государства и бандитскими группировками.

Это сначала. А потом происходит миграция в сторону бандитов, ведь там заработки больше. Для милиционера переход в киллеры своего рода повышение. Если ему мешает психологический барьер родительского воспитания, он преодолеет его при помощи алкоголя (этому тоже, кстати, учит армия). И никакой борьбы с преступностью в такой ситуации быть просто не может, все эти парни или одноклассники или бывшие сослуживцы, зачем им друг с другом ссориться.

По-моему в нынешних условиях государство должно учить убивать только тех, кого рассчитывает всю жизнь кормить за это умение, т.е. профессиональных военных. Людей для обучения надо тщательно отбирать по физическим и моральным качествам; военным, как и скрипачом, может быть не каждый, нужны и способности и желание учиться. Принудительно, из-под палки хорошей армии не создать.

Да и демократическим общество может себя назвать, только дав людям право добровольного выбора профессии. Пока что призыв лишает парня возможности найти профессию по душе; родители с мозгами это прекрасно понимают и всеми возможными средствами своих детей спасают. Как это ни грустно, но пока армия готовит из детей низших слоев общества профессиональных бандитов.

Ведь никакое «не убий, не укради» не сработает, если не научить молодого человека честно зарабатывать приличные деньги как раз вот в эти самые 18-20 лет. Эта задача труднее, чем отправить его за кудыкину гору подальше от семьи. Считал ли кто-нибудь в нашем государстве, так озабоченном на словах проблемой преступности, сколько среди преступников – людей с высшим образованием и нормальной специальностью, способной прокормить в наше время, а сколько – умеющих только драться и стрелять и вынесших из армии убеждение, что для жизни у них уже все есть, что они взрослые, самостоятельные люди?

Как честно заработать у нас не знают ни писатели, ни кинематографисты. Что ни фильм – одна чернуха (девочки – проститутки, мальчики – бандиты). Полно фильмов про бизнесменов, неизвестно чем занимающихся, в основном чем-то не очень законным. Положительные герои – менты, налоговики, отдельные честные таможенники – в общем, тоже силовые структуры: добро побеждает путем длительного мордобоя. Работают супермены за мизерные зарплаты исключительно из любви к искусству кино и рукопашного боя. Ну, так кто же научит подростка зарабатывать? Кто развеет миф о том, что всякий труд почетен? Объяснит, что без образования, без головы одними руками много не заработаешь? Кто создаст фильмы о людях, которые раскупают красивые автомобили и ванны-джакузи, путешествуют семьями по заграницам, являясь при этом ценными специалистами, выполняющими нужные людям работы, никого не бьющими по морде и не знающимися с криминалом. Вы, наверно, удивитесь, но таких у нас в стране полно, только они не любят распространяться о своих успехах. Так спокойнее в ситуации, когда на одного умеющего зарабатывать приходится десять умеющих только отнимать.


Рыночные основы выбора профессии


Когда человек начинает жаловаться, что не может найти работу, у меня сразу возникает вопрос: «А что вы умеете делать?» Ясно, что уметь надо не просто сидеть на стуле с 9 до 18 и перекладывать бумажки с места на место или отгадывать кроссворды и пить чай, чем в совершенстве овладели за годы советской власти сотрудники бесчисленных учреждений и НИИ, созданных для того, чтобы не было безработицы. Уметь надо делать что-то нужное людям в их повседневной жизни, в чем-то действительно разбираться. Люди, не боящиеся постоянно чему-то учиться, имеющие за плечами институты, курсы и вынесшие из них не просто свидетельства об окончании, а конкретные знания и навыки всегда лучше приспособлены к жизни, могут одновременно работать в нескольких местах. Например, при работе типа «дежурство» по обслуживанию какого-то оборудования (компьютеры, АТС, электростанции и т.д.), параллельно брать переводы для журналов, оформлять интернет-сайты для организаций и частных лиц, заниматься ремонтом бытовой техники, установкой автосигнализации и бог знает чем еще. Разумеется, для этого надо знать хотя бы один иностранный язык, разбираться в электротехнике, знать устройство автомобиля и т. д. Вывод – учиться надо.

Второй вопрос: «Сколько людей умеют делать то же самое, что ты?». Чем больше конкуренция на рынке рабочей силы, тем меньше шансов получить достойно оплачиваемую работу. Отсюда неизбежный вывод, что неквалифицированный труд, т.е. то, что умеет делать любой, не может высоко оплачиваться. И дело не в том, что вам пока просто не повезло найти место, где за замену прокладки в кране заплатят 100$, а в том, что практически каждый гражданин бывшего СССР умеет сделать это самостоятельно. Необходимость учиться профессии, получать образование в ближайшие годы станет очевидной и тем, кто пока рассчитывает срубить денег по легкому, поймать фортуну за хвост. Вывод – учиться надо.

Так мы плавно подошли к третьему вопросу: «Сколько просить за свою работу?», или даже вернее: «Как заработать много денег честным трудом?». Из предыдущего следует, что максимальные деньги зарабатывает обладатель уникальных способностей, талантов, знаний (балерины, художники, спортсмены, ученые, музыканты). Они не дают объявления в поисках работы, а наоборот имеют возможность выбирать, где работать и за какие деньги (за рубли здесь или за доллары там). Значит, задача как можно раньше понять, к чему у тебя талант и чем тебе в этой жизни надо заниматься, на какие занятия не жалко тратить время, чему собственно учиться, в чем совершенствоваться, что, в конце концов, у тебя получится лучше, чем у других, и принесет максимальное количество денег. Количество денег определяется не профессией (вернее не только ей), а степенью вашего соответствия друг-другу.

Заниматься в жизни надо тем, что нравится, что хорошо получается, на что не жалко тратить время. В конечном итоге это должно принести и максимальные для данного человека деньги.

Опыт предыдущей жизни сформировал у советского человека представление о том, что чем работа грязнее, тем выше она оплачивается, мол, зачем платить за интересную работу. Совершенно непонятно было простому человеку, зачем идти в институт и мучиться 5 лет, чтобы по его окончании получать 120р., если на заводе рабочий получает 250 без этих мучений. Утверждение, что учатся дети богатых, а на заводе работают люди из бедных семей – ложь, просто вторым на жизнь всегда было надо больше денег (на водку всегда не хватает).

В институты шли дети из интеллигентских семей – по традиции, из чистоплюйства, чтобы не заниматься грязной работой, мальчики, чтобы избежать армии, девочки - чтобы выйти замуж за приличного человека. Пять лет учебы пролетали как один миг в общении с друзьями за пивом, походах в театры, на выставки, сплошных вечеринках и турпоходах (ах, если бы не эта противная нервотрепка на экзаменах). Так учились врачи и педагоги, инженеры и экономисты. Учились ради знаний единицы – просто из любопытства или от сознания, что на блат рассчитывать не приходится. Ведь удачное устройство на работу было вопросом блата, а сама работа восьмичасовым сидением за столом за символические деньги, что впрочем, не сильно огорчало – купить все равно нечего. Таланты и склонности проявлялись в свободное время в виде хобби, не имеющего к профессии, полученной в институте, никакого отношения.

В наше время чудак, обожающий строить из спичек рыцарские замки, может не тратить драгоценное время на протирание штанов в постылой конторе, а целиком отдаться любимому делу. Правда, чтобы организовать его грамотно, не входя в конфликт с законом, опять требуется книжки читать, учиться. Зато появляется в жизни гармония: и кайф получаешь и деньги.

Могли ли сохраниться такие соотношения зарплат при рыночных отношениях, стоит ли требовать этого профсоюзам от новой власти, тратить на это силы и время. Очевидно, что нет. Ведь даже по Карлу Марксу рабочая сила - это товар, а в цену товара должны входить затраты (в данном случае на приобретение образования). Вывод - учиться надо.


Парадоксы


1. Чем больше человек умеет делать своими руками, тем меньше у него расходов, и тем больше возможностей заработать.

2.Чем больше человек пьет, тем больше ему надо зарабатывать, и тем меньше для этого возможности.



Афоризм


Ученье-свет, а неученье – чуть свет и на работу.

Ну вот постепенно стало ясно, как обеспечить себе достойное существование - учиться, учиться и учиться. Теперь вопрос когда это делать. Ясно, что смолоду, лучше всего сразу после школы. Т.е. армия в программу честной жизни и достойного заработка никак не вписывается, иначе как для человека желающего посвятить ей всю жизнь. Лучше бы пресса и телевидение посвящали больше времени обсуждению профессиональной ориентации молодежи. Рассказывали о людях разных профессий, способных себя содержать. Надоело смотреть фильмы про бандитов с интеллигентными лицами народных артистов. Это вранье, причем совсем не безвредное.

Обаятельный Белов из «Бригады» вызывает у зрителей симпатии, а у мальчишек желание подражать, и большинство даже взрослых людей, несмотря на жизненный опыт, не понимают в чем здесь дело, не просекают этот чудовищный и гениальный режиссерский обман: у людей с такими биографиями не бывает таких лиц. На лбу артиста Безрукова написано его высшее образование, актерский опыт, русская классика – не просто прочитанная в школе, а пропущенная через себя на актерских студенческих занятиях. Ведь это неправда, что человек не выбирает себе лицо. Вернее, это правда только в детстве, а потом человек всю жизнь свое лицо строит и к 40 годам полностью за него отвечает. У бандита Белова внешность милого человека, не способного ударить в лицо. Кто же объяснит нашим мальчишкам, что они на самом деле мечтают быть похожими на артиста Безрукова, а не на бандита Белова, и чтобы приблизить свою мечту им надо не школы поджигать, а книжки читать и много учиться.

Где те режиссеры и сценаристы, которые хоть что-то понимают про сегодняшнюю жизнь, кроме того, что им хочется кушать, а за это фуфло платят деньги? Где психологи и педагоги, которые объяснят подросткам, как выбрать свою дорогу в жизни, на что ориентироваться? Где, в конце концов, журналисты и политики, которые заставят общество задуматься о том, что проблема борьбы с преступностью, это не только проблема как поймать и посадить, а проблема как научить зарабатывать.

Всеобщая воинская повинность учит убивать, нам сейчас это категорически противопоказано. Армия готовит юношей не к жизни, а к тюрьме.

Нам нужен всеобщий экономический ликбез. Всеобщая профессиональная подготовка (в том числе и военная). Всеобщая школа жизни на воле!



Декабрь 2002

назад"