Др. и Зн. Кр.

Марина Левина


РЫНОЧНЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Когда человек начинает жаловаться, что не может найти работу, перво-наперво у меня возникает вопрос: «А что вы умеете делать?» Ясно, что уметь надо не просто сидеть на стуле с 9 до 18 и перекладывать бумажки с места на место или отгадывать кроссворды и пить чай, чем в совершенстве овладели за годы советской власти сотрудники бесчисленных учреждений и НИИ, созданных для того, чтобы не было безработицы. Надо уметь делать что-то нужное людям в их повседневной жизни, в чем-то действительно разбираться.

Люди, не боящиеся постоянно чему-то учиться, имеющие за плечами институты, курсы, и вынесшие из них не просто свидетельства об окончании, а конкретные знания и навыки, всегда лучше приспособлены к жизни, могут одновременно работать в нескольких местах. Например, при работе типа «дежурство» по обслуживанию какого-то оборудования (компьютеры, АТС, электростанция и т. д.) параллельно брать переводы для журналов, оформлять интернет-сайты для организация и частных лиц, заниматься ремонтом бытовой техники, установкой автосигнализации и бог знает чем еще. Разумеется, для этого надо знать хотя бы один иностранный язык, разбираться в электротехнике, знать устройство автомобиля и т. д.

Вывод: учиться надо!


Второй вопрос: «Сколько людей умеет делать то же самое, что и ты?» Чем больше конкуренция на рынке рабочей силы, тем меньше шансов получить достойно оплачиваемую работу. Отсюда неизбежный вывод: неквалифицированный труд, т. е. то, что может делать любой, не может высоко оплачиваться. И дело не в том, что вам пока просто не повезло найти место, где за замену прокладок в кране заплатят 100$, а в том, что практически каждый гражданин бывшего СССР сумеет сделать это самостоятельно. Необходимость учиться профессии, получать образование в ближайшие годы станет очевидной и тем, кто пока рассчитывает срубить денег по-легкому, поймать фортуну за хвост.

Вывод: учиться надо!


Так мы плавно подошли к третьему вопросу: «Сколько просить за свою работу?», или даже так: «Как заработать много денег честным трудом?» Из сказанного выше следует, что максимальные деньги зарабатывают обладатели уникальных способностей, талантов, знаний (балерины, художники, спортсмены, ученые, музыканты). Они не дают объявлений в поисках работы, а наоборот, имеют возможность выбирать, где работать и за какие деньги (за рубли здесь или за доллары там).

Значит, задача – как можно раньше понять к чему у тебя склонность и чем тебе в этой жизни надо заниматься, на какие занятия не жалко тратить время, чему собственно учиться, в чем совершенствоваться, что, в конце концов, у тебя получается лучше, чем у других, и приносит максимальное количество денег. Количество денег определяется не профессией (вернее, не только ею), а степенью вашего соответствия друг другу.

Заниматься в жизни надо тем, что нравится, что хорошо получается, на что не жалко тратить время. В конечном итоге, это должно принести и максимальные для данного человека деньги.

Опыт предыдущей жизни сформировал у советского человека представление о том, что чем работа грязнее, тем выше она оплачивается. Мол, зачем платить за интересную работу? Совершенно непонятно было простому человеку, зачем идти в институт и мучиться пять лет, чтобы, закончив, получать 120 рублей, если на заводе рабочий получал 250 без этих мучений. Утверждение, что учатся дети богатых, а на заводе работают дети из бедных семей – ложь, просто вторым на жизнь всегда надо было больше денег (водки много не бывает).

В институты шли дети из интеллигентных семей, по традиции, из чистоплюйства, чтобы не заниматься грязной работой, мальчики – чтобы избежать армии, девочки – чтобы выйти замуж за приличного человека. Пять лет учебы пролетали, как один миг, – в общении с друзьями за пивом, в походах в театры, на выставки, сплошных вечеринках и турпоходах (ах, если бы не эта противная нервотрепка на экзаменах!). Так учились врачи и педагоги, инженеры и экономисты. Учились ради знаний единицы – просто из любопытства или от сознания, что на блат рассчитывать не приходится. Ведь удачное устройство на работу было вопросом блата, а самая работа – восьмичасовым сидением за столом за символические деньги, что, впрочем, не сильно огорчало – купить все равно нечего.

Таланты и склонности проявлялись в свободное время в виде хобби, не имеющего к профессии, полученной в институте, никакого отношения. В наше время чудак, обожающий сроить из спичек рыцарские замки может не тратить драгоценное время на протирание штанов в пыльной конторе, а целиком отдаться любимому делу. Правда, чтобы организовать его грамотно, не входя в конфликт с законом, опять требуется книжки читать, учиться. Зато появляется в жизни гармония, и кайф получаешь, и деньги…

Могли ли сохраниться такие соотношения зарплат при рыночных отношениях, стоит ли требовать этого «профсоюза» от новой власти, тратить на это силы и время? Очевидно, что нет. Ведь даже по Карлу Марксу рабочая сила – это товар, а в цену товара должны входить затраты (в данном случае, на приобретение образования).

Вывод: учиться надо!


      P.S. ПАРАДОКСЫ


      1. Чем больше человек умеет делать своими руками, тем меньше у него расходов, и тем больше возможности зарабатывать.

      2. Чем больше человек пьет, тем больше ему надо зарабатывать, и тем меньше для этого возможности.



      P.P.S. АФОРИЗМ


      Ученье – свет, а неученье – чуть свет, и на работу…



Ну вот, постепенно стало ясно, как обеспечить себе достойное существование: учиться, учиться и учиться (Ленин был не дурак).

Теперь вопрос – когда это делать. Ясно, что смолоду, лучше всего сразу после школы. Т. е., армия в программу частной жизни и достойного заработка никак не вписывается, иначе как для человека, желающего посвятить ей всю жизнь. Лучше бы пресса и телевидение давали больше времени обсуждению профессиональной ориентации молодежи, рассказывали о людях разных профессий, способных себя содержать. Надоело смотреть фильмы про бандитов с интеллигентными лицами народных артистов. Это вранье, причем совсем не безвредное.

Обаятельной Белов из «Бригады» вызывает у зрителей симпатию, а у мальчишек – желание подражать, и большинство даже взрослых людей, несмотря на жизненный опыт, не понимают, в чем здесь дело, не просекают этот чудовищный и гениальный режиссерский обман: у людей с такими биографиями не бывает таких лиц. На лбу артиста Безрукова написано его высшее образование, актерский опыт, любовь к поэзии. Ведь это неправда, что человек не выбирает себе лицо. Вернее, это правда только в детстве, а потом человек всю жизнь свое лицо строит и к сорока годам полностью за него отвечает. У бандита Белова не может быть внешность милого обаятельного человека, неспособного ударить в лицо. Кто же объяснит нашим мальчикам, что они мечтают на самом деле быть похожими на артиста Безрукова, а не на бандита Белова?! Чтобы приблизить свою мечту им надо не школы поджигать, а книжки читать и много учиться.

Где те режиссеры и сценаристы, которые понимают про сегодняшнюю жизнь хоть что-то, кроме того что им хочется кушать, а за это фуфло платят деньги? Где психологи и педагоги, которые объяснят подростками, как выбрать свою дорогу в жизни, на что ориентироваться? Где, в конце концов, журналисты и политики, которые заставят общество задуматься о том, что проблема борьбы с преступностью – это не только проблема, как поймать и посадить, а проблема, как научить зарабатывать.

Всеобщая воинская обязанность нам не нужна, она учит убивать, нам сейчас это категорически противопоказано. Армия готовит юношей не к жизни, а к тюрьме.

Нам нужен всеобщий экономический ликбез, всеобщая профессиональная подготовка (в том числе и военная). Всеобщая школа жизни на воле!



назад