Др. и Зн. Кр.

Марина Левина


ПРЕПОДАВАНИЕ И АВТОРСКИЕ ПРАВА
Н а ц и о н а л ь н а я  и д е я

     В самом начале IV части ГК РФ в седьмом разделе «Права на результаты интеллектуальной деятельности» в главе 69 «Общие положения» в статье 1225 «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности» содержится список того, что охраняется законом. Этот список является закрытым, т.е. в конце его нет строчки «и другое», что лишает возможности кого бы то ни было по своему усмотрению его расширять, дополнять или редактировать. Преподавательской деятельности в этом списке нет.
Напротив, в части II, разделе 4, главе 39 «Возмедное оказание услуг» в статье 779 «Договор возмездного оказания услуг» п.2 преподавание (оказание услуг по обучению) названо среди тех видов деятельности, которые должны оформляться договором возмездного оказания услуг. Тем самым констатируется факт, что преподавание является услугой, т.е. в результате этой трудовой деятельности не создается чего-либо, на что могли бы возникать авторские права, а лишь расходуются время и силы преподавателя. Поэтому учет преподавательского труда традиционно ведется в часах потраченного времени (учебных или академических).
     Во время обучения (преподавания) не происходит передачи авторских прав (просто не на что) и договор на такую передачу не оформляется. Преподаватели математики, объясняющие ученикам теорему Пифагора или формулы сокращенного умножения, не являются их авторами. Точно так же преподаватели рисования не изобрели законы перспективы, цветового круга, правил создания контраста, которые они объясняют и отрабатывают на практических занятиях.
     Обучающиеся студенты всегда вели конспекты: в нашей молодости это были тетради, во времена учебы наших детей – диктофоны, а современные студенты записывают лекции прямо в компьютеры, и никто им это не запрещает. Наоборот, у моего внука в РУДН во время пандемии на дистанционном обучении преподаватели сами записывают лекции на видео, а студенты имеют к ним доступ. В институте издаются методички с лекциями. И вообще, студенту все можно найти в интернете.
     Согласно закону об образовании, гл.1
  • ст.5 пункт 4: «реализация права каждого человека на образование обеспечивается в течение… всей жизни…»;
  • ст.5 пункт 5.1: «Создаются необходимые условия для получения без дискриминации образования лицами с ограниченными возможностями здоровья»;
  • ст.4, пункт 7: «Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность»;
  • ст. 3 п.8 гарантирует «…адаптивность системы образования к особенностям развития и интересам человека в течение всей жизни».
     Так почему пожилым людям, которым заведомо труднее учиться чему-то новому, отказывается в том, на что имеют право 20-летние студенты? (вопрос к организаторам программы «Московское долголетие»).
29 мая 2021

назад